Тыркова А.В. Вечером Лордкипанидзе и Беридзе
       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Т >

ссылка на XPOHOC

Тыркова А.В. Вечером Лордкипанидзе и Беридзе

1914-1918

БИБЛИОТЕКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ


ХРОНИКА ВОЙНЫ
УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
◆ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
Народ на земле

Тыркова А.В.

[Дневниковые записи военных лет]

Тыркова А.В. Дневники. 1915.11.03

3 нояб[ря] 1915

<...> Вечером Лордкипанидзе (422) и Беридзе (423) - оба армяно-фобы. Беридзе утверждал, что в Аджарии «буквально ни одного армянина не зарезали». Измены не было, была самозащита. О Варшаве говорил, что хотели выселить все население В[аршавы], но польские газеты подняли протест и правит[ельство] не посмело.

Когда я спросила: Правда ли, что часть грузин не верит в победу России и считает, что т. к. немцы будут в ближайшем времени хозяевами М[алой] Азии, то лучше приглядываться к Турции? - Ответ был неопределенный и, во всяком случае, не резко отрицательный. Хотя Беридзе уверял, что у грузин есть поговорка: «Нет человека, кот[орый] мог бы осилить рус[ского] царя». И позже он признал, что Грузия успокоилась «под сенью дружеских штыков».

Развалины Баграта (424) говорят о больш[ой] культуре XI в. Сильная архитектура. Любопытная каменная резьба. Гроздья винограда и барсы. Такие же гроздья в одном углу Гелата (425). Там архитектура проще. Но зато Каканская икона (426) с мелкими образами cloisone* и эмали. Золотой чеканный оклад, весь в <1 нрзб.>. орнаментах.

А с самой иконы оклад украл в 1862 г. губернатор] Левашов (427). И с Евангел[ия]. Туфля цар[ицы] Тамары (428). Шла босиком. <...>

Беридзе резко против беженцев, заселяющих Грузию, и в Тифлисе он их не хочет. Затем Хатисов (429) в приветствен [ной] речи царю сказал «старый Тифлис», а не столица Грузии.

Здесь текст приводится по изданию: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, с. 157-158.

Примечания

* Перегородочная [эмаль] - от (франц.) cloisone (перегородка [клуазоне]).

422. Возможно, имеется в виду Лордкипанидзе Нико (Николай Мерабович) (1880—1944) — грузинский писатель. Учился в Харьковском университете (исключен за участие в студенческих демонстрациях), окончил Горную академию в Леобене (Австрия) в 1907. Тогда же вернулся в Грузию, работал преподавателем. Печатался с 1902. Автор рассказов, повестей о жизни грузинской деревни, угасающей аристократии.

423. Вероятно, имеется в виду Беридзе Вукол Михайлович (1883—1963) — филолог, специалист в области грузинской лексикологии. Окончил факультет восточных языков Петербургского университета (1912). Работал учителем гимназии в Кутаиси (1912—1918). Член Партии социалистов-федералистов.

424. Речь идет о храме Баграта, возведенном в Кутаиси в правление грузинского царя Баграта III в качестве главного собора Грузинского царства; был освещен в 1003 в честь Успения Богородицы. Храм был украшен искусной резьбой и мозаикой. Ему принадлежала особая роль в грузинской истории: здесь был коронован Давид IV Строитель. В 1994 ЮНЕСКО внесло храм в число объектов Всемирного наследия.

425. Имеется в виду соборная церковь Гелатского монастыря Богородицы близ Кутаиси. Монастырь был основан царем Давидом IV Строителем в 1106 и стал центром церковной и культурной жизни Грузии, резиденцией католикоса (со 2-й пол. XVI в. до 1814). Соборная церковь возводилась до 1125, украшена мозаиками, выполненными с исключительным мастерством.

426. Видимо, Тыркова имела в виду Хахульскую икону Божьей Матери, которая действительно является одной из реликвий Гелатского монастыря и отличается пышной отделкой. Эта икона имеет форму тройного складня и представляет собой копию с чудотворного лика, написанного по образу лика Богородицы Халькопратийской. Киот иконы вычеканен лиственными разводами грузинской работы, но в византийском стиле. Икона датирована 1-й пол XII в. Царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы.

427. Левашов Владимир Васильевич (1834—1898) — чиновник. В бытность свою кутаисским военным губернатором (1867—1874) оказался замешан в скандале с расхищением церковного имущества: в 1869 при содействии главы Грузинского экзархата архиепископа Евсевия (Ильинского) изъял из Гелатского монастыря Хахульскую икону, с которой была выполнена копия (художником В. Сазиковым). Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а в монастырь возвращена копия. Эта афера получила огласку и вызвала возмущение общественности.

428. Тамара (1166-1209(1213]) - грузинская царица (1184-1209(1213]) из династии Багратионов, дочь Георгия III, славилась своей красотой и мудростью. Грузинская церковь причислила ее клику святых.

429. Хатисов Александр Иванович (1874—1945) — политический деятель, тифлисский городской голова(1910—1917). Во время 1-ймировой войны — председатель Кавказского комитета Всероссийского Союза городов; участвовал в формировании армянских добровольческих дружин, один из организаторов помощи армянским беженцам. В 1915—1917 избран заместителем председателя Армянского Национального бюро (Тифлис).

Вернуться к оглавлению

 

 

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА




Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС